После долгого царствования на дорогах двух видов коробок передач (КПП и АКПП) наконец появился сравнительно новый вариант. Это полуавтоматическая коробка. Или коробка с двумя системами сцепления. Полное правильное название этого агрегата – преселективная коробка передач, или ПКП. Нельзя сказать, что эта система не использовалась производителями нигде ранее.

До установки ПКП на обычные серийные автомобили, многие компании устанавливали этот вариант на спорт-карах, где они проявили себя с положительной стороны. Теперь пришло время массового выпуска.

 Как и любая современная автоматическая коробка передач, например акпп тойота, ПКП управляется компьютерной системой. Это значит, что ею руководит ЭБУ (электронный блок управления) с вложенной в него программой. В управлении автомобилей, оснащенных ПКП, как и в авто с автоматической коробкой, например акпп  тойота, педаль сцепления отсутствует. Всю работу выполняет гидравлический привод под управлением ЭБУ. Приказы ЭБУ исполняются системой электромеханических катушек (соленоидов). Задача соленоидов – открывать и закрывать потоки жидкости в системе гидравлического управления. То есть мозг (ЭБУ) подает сигнал, а катушка открывает или закрывает клапан.

 Отличие ПКП от обычной механической в том, что она работает на двух первичных валах. Эти валы удачно вписаны один в другой. При этом система устроена так, что каждый вал отвечает за «свои» передачи. Один включает четные, а другой – нечетные скорости. И при этом каждый первичный вал снабжен своей системой сцепления.

 Чем лучше такой принцип переключения? Здесь удобно то, что в момент переключения с четной на нечетную скорости оба промежуточных вала, благодаря раздельным сцеплениям выключаются под руководством компьютера по очереди, а это, соответственно, не прерывает поток подаваемой силы от двигателя к ходовой части. То есть водитель контролирует процесс постоянно. В то время как в автоматической коробке АКПП и КПП в момент, когда сцепление выжато, часть мощности уходит в воздух, и топливо расходуется впустую. Также это дает ускоренную синхронизацию шестерней различных размеров на валах.

 Увеличение общего количества валов с трех (как в механических коробках) увеличивает долговечность коробки, за счет уменьшения нагрузки на каждый вал. И, естественно, уменьшает угрозу необходимости ремонта всей коробки. Такой подход дает множество положительных эффектов, хотя и имеет кое-какие минусы:

  • Из минусов на первом месте значительное стоимость системы, что, естественно, приводит к росту цены всего авто, повышение стоимости ремонта и удорожание процесса замены масла.
  • В первую очередь значительно сокращается время перехода со скорости на скорость. Здесь оно составляет порядка 8 миллисекунд.
  • Есть возможность как пользования автоматом, так и работы в ручном режиме.
  • Экономия топлива по оценкам специалистов достигается до 10%.
  • Исключены рывки автомобиля в момент переключения. Некоторое замедление реакции автомобиля на средних скоростях.
  • Чуть больший нагрев коробки. Хотя последний недостаток вполне терпим. Необходимо только использовать трансмиссионные масла, предназначенные для именно такого типа коробок.

 В данный момент производители таких коробок рекомендуют использовать заправку для коробок от 3 известных фирм. Это французская Мотул, германская Ликуе Моли и германский же Кастрол. Полные названия этих жидкостей лучше знать как следует:

  • Liqui Moly Dual Clutch Transmission Oil 8100.
  • Castrol Transmax Dual.
  • Motul Multi DCTF.

 Эти синтетические жидкости разработаны именно под двойное сцепление и сочетают для него все необходимые компоненты и параметры – вязкость, маслянистость и все прочие. Они не теряют своих свойств практически весь указанный от замены до замены срок. Как и в любом другом механизме, использование только рекомендованного производителем смазочного материала позволит увеличить в разы долговечность и этих коробок. Хотя надо признать, что, по отзывам водителей, они и так удивляют своей надежностью.

Акпп ТойотаТак что если своевременно менять и лить только качественную смазку, второй недостаток переместится в разряд гипотетических, и о нем не придется вспоминать. Ну, стоимость самого автомобиля – это уже вопрос вообще вторичный. Тем более, как известно, если установка такого вида коробок будет достаточно массовой, цена заметно упадет. Это закон рынка. Так что и с первым недостатком скорей всего скоро проблем тоже не будет. Кроме того, развитие рынка автомобилей с ПКП позволяет ожидать расширения и ремонтной базы коробок этого типа, что, конечно, снизит стоимость возможного все же ремонта.

 Пока, судя по отзывам автовладельцев, преселективная коробка, показывая отличные результаты, уверенно входит в жизнь мирового автопрома наравне с АКПП. Остается только наблюдать и ждать результатов.